На границе между Иудейскими горами и плодородной долиной Аиалон, километрах в тридцати к западу от Иерусалима, в тени миндальных деревьев и маслин лежало на протяжении веков селение Эммаус, с 3-го по 7-ой в. н. э. имевшее статус города и носившее название Никополь. Место это всегда было перекрестком важных дорог, ведущих из Яффо в Иерусалим и с юга Палестины в Самарию, благодаря чему, на протяжении хасмонейской, римской и византийской эпохи, Эммаус играл важную роль в военно-политической и экономической жизни Святой Земли. Неизвестно, когда было основано это селение, но впервые оно упоминается в 1-ой книге Маккавейской, главы 3-4 в связи с национальной борьбой еврейского народа с греко-сирийскими завоевателями, возглавлявшейся Иудой Маккавеем (2-ой в. до н. э.), см. Хасмонейский период.
Древние еврейские и греко-римские источники единогласно помещают Эммаус между Иерусалимом и прилегающей к Средиземному морю равниной, Шефелой. Иерусалимский Талмуд, трактат Шевиит, 9, 2, имеет следующее упоминание об Эммаусе: «От Бейт-Хорона до моря - одна область, без регионов? Рабби Йоханан сказал: «Там есть горы, низменность и долина. От Бейт-Хорона до Эммауса - горы, от Эммауса до Лода - долина, от Лода до моря - низменность».
Географические карты римской эпохи свидетельствуют о том же: согласно Пейтингеровой скрижали, Эммаус находится на расстоянии 19 миль (ок. 28 км) к Западу от Иерусалима, а согласно карте Птоломея, это расстояние равно 20 милям (ок. 29,5 км). Существуют также многочисленные археологические свидетельства об истории еврейского и римского Эммауса.

Фрагмент карты, называемой "Пейтингерова скрижаль", датируемой 2-м в. н. э., на котором Эммаус (Amauante) изображен удалённым на 19 (XVIIII) миль от Иерусалима (Hierusalem, Helya).
С первых веков христианства Эммаус-Никополь считался местом явления воскресшего Христа Клеопе и его спутнику (см. Евангелие от Луки, глава 24, 13-35). Об этом свидетельствуют древние рукописи Евангелия от Луки, в частности, Синайский кодекс, указывающие расстояние около 160-ти стадий (т. е. 30 км.) от Иерусалима до Эммауса, и такие древнехристианские авторы как Евсевий Кесарийский («Ономастикон»), св. Иероним (108-ое послание) и другие (см. Ранне- и Позднеримский и Византийский периоды).
Название «Эммаус» происходит, должно быть, от древнееврейского слова «Хаммат» или «Хамта», что означает «горячий источник» (под этим названием Эммаус упоминается в Мидраш Зута на Песнь песней 6,8 и Мидраш Рабба на Плач Иеремии 1, 48). Это название было элленизировано, по видимости, в течение 2-го века до н. э. и встречается в древней еврейской литературе в формах: Аммаус, Аммаум, Эммаус, Эммаум, Маус, Амус и др.: Άμμαούμ, Άμμαούς, Έμμαούμ, Έμμαούς, אמאוס ,אמאום ,עמאוס ,עמאום ,עמוס ,מאום ,אמהום...
В конце римской и в византийскую эпохи Эммаус приобрёл статус города и название «Никополь», однако прежнее его имя сохранялось в памяти жителей Святой Земли, и с приходом мусульманских завоевателей (7-ой в. н. э.) оно снова вернулось к нему. В устах местного арабского населения Эммаус и до сих пор называется: «Амуáс», «Имуáс». В эпоху крестовых походов, смутную эпоху, местоположение многих святых мест было, к сожалению, установлено с ошибками. Память о явлении Христа в Эммаусе начала совершаться в нескольких местах Святой Земли: Абу-Гош, Кубейбе, Бет-Ульма (Бет-Тульма) близ Моцы (см.: частые вопросы об Эммаусе, вопрос 7) , хотя и в Эммаус-Никополь паломники не переставали прибывать. С уходом крестоносцев из Святой Земли история христианского Эммауса-Никополя прервалась. Только начиная с 19-ого века ученые ( Эдвард Робинсон (Edward Robinson) в 1838-1852 г.г., Герен (M.-V. Guérin) в 1868 г., Клермон-Ганно (Ch.-S. Clermont-Ganneau) в 1874 г., Гиймо (J.-B. Guillemot) 1880-1888, Венсан и Абель ( L.-H. Vincent and F.-M. Abel) в 1924-1930 годах) идентифицировали Амуас с библейским Эммаусом и римско-византийским Никополем.
